Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Несколько дней назад от одного из читателей сайта я получил письмо с просьбой подробно рассказать о том, как осуществить реверс трехфазного асинхронного двигателя 380/220 (В), подключенного в однофазную сеть 220 (В).

Действительно, я как то упустил этот момент из виду и про реверс совсем забыл. Дело в том, что у меня уже имеется статья, где я рассказывал про выбор емкости рабочих и пусковых конденсаторов, собирал схему подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть 220 (В) и даже снял видео на конкретном примере.

А сейчас вернемся к реверсу. Мудрить сложную схему я не буду, а покажу самый простой и самый распространенный вариант с помощью кнопки управления КУ-110111. Эту кнопку еще называют кнопочным выключателем или переключателем.

Вот так она выглядит.

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Суть в том, что нам нужно две пары контактов: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. И самое главное, чтобы управление этими контактами было фиксированным.

Вот как раз таки в этой кнопке имеется две пары контактов:

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

В нашем случае управление контактами осуществляется с помощью рукоятки-переключателя, которая имеет два положения.

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Когда переключатель установлен (зафиксирован) в вертикальном положении, то его контакт (1-2) разомкнут, а (3-4) замкнут. И наоборот, когда переключатель находится в горизонтальном положении (поворот рукоятки на 90° по часовой стрелке), то его контакт (1-2) замкнут, а (3-4) — разомкнут.

Номинальный ток контактных пар составляет 10 (А). На это стоит обращать внимание, т.к. при выборе кнопки с заниженным номинальным током контакты могут выгореть.

Вместо кнопки управления КУ-110111 можно использовать тумблеры, ключи управления, кнопки с фиксацией положения и т.п.

Например, для реверса двигателей мощностью до 0,4 (кВт) можно применять тумблер ТВ1-2. У него имеется 4 контактные группы: 2 нормально-разомкнутые и 2 нормально-замкнутые. Номинальный ток контактов составляет 5 (А).

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Реверс асинхронного трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Все просто. Реверс осуществляется путем переключения питания конденсаторов с одного полюса питающего напряжения на другой. Это как раз и осуществляется с помощью кнопки управления. На схеме она показана в красном прямоугольнике.

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

В качестве примера рассмотрим уже известный нам трехфазный двигатель АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт) напряжением 220/127 (В). Для его запуска необходим рабочий конденсатор емкостью не ниже 25 (мкФ). Я использовал конденсатор чуть меньшей емкости — МБГО-1, 20 (мкФ), напряжение 500 (В).

В моем примере взят двигатель напряжением — 220/127 (В). Т.к. питающая сеть у нас 220 (В), то его обмотки должны быть соединены в звезду. Звезда уже собрана внутри этого двигателя и на клеммник выведено всего 3 вывода.

Сначала я устанавливаю на кнопке управления перемычку между клеммами (2) и (3). Затем к клемме (2) подключаю один вывод конденсатора.

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Второй вывод конденсатора подключаю на обмотку электродвигателя, которая не соединена с сетью, т.е. по схеме это вывод С1 (U1).

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Теперь нужно соединить переключатель с двигателем. Для этого клемму (1) я соединяю с выводом двигателя С3 (W1), а клемму (4) — с С2 (V1).

Если на Вашем двигателе отсутствует маркировка выводов обмоток, то ее можно найти самостоятельно — вот Вам в помощь моя статья об определении начала и конца обмоток электродвигателя.

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Питающее напряжение 220 (В) подводим к С2 (V1) и С3 (W1). Пробуем включать двигатель и проверяем реверс.

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Реверс трехфазного двигателя в однофазной сети, Заметки электрика

Работу реверса смотрите в видеоролике:

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 529
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 887
Как правильно подключить трехфазных двигатель к однофазной сети
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 27
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 24
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 43
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 86
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 26
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 1
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 63
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазную сеть 41